Вы находитесь: Главная > Отношения, Психология > Психология ребенка: анализ детских рисунков

Психология ребенка: анализ детских рисунков

58 0 15ab182b082e7cec042fac2783dcc0e6 Психология ребенка: анализ детских рисунков

Правильное воспитание ребенка – не только образование, здоровье, забота и любовь. С особой внимательностью нужно относиться и к психологическому здоровью своих детей. Многие психологи считают, что оптимальным решением для диагностики детей являются их собственные рисунки. Тесты и исследования утомляют, пугают, наскучивают детям, а рисовать любят все.

Методика “Рисунок семьи” заключается всего лишь в том, чтобы попросить ребенка нарисовать свою семью. Дальше – дело только за вами.

1. Обратите внимание на то, как расположены люди на рисунке. Если все члены семьи стоят вместе, тесно, возможно, держатся за руки — это значит, что в ней царит теплая атмосфера. Члены семьи, стоящие разрозненно, отвернутые друг от друга – нездоровый эмоциональный фон. Однако, если фигуры на рисунке расположены слишком тесно, это может также быть отрицательным показателем. Чрезмерная плотность изображения говорит о том, что ребенку выделено мало личного пространства, родители уделяют ему слишком много внимания.

Отсутствие одного из членов семьи, и также частичная недорисовка, расположение в профиль, нечетко, смазанно, зачеркнутым – прямое указание на конфликт ребенка с этим человеком. Также он может быть и нарисован, но расположен дальше всех от самого ребенка на картине, в углу, отстраненно. Конфликт может быть временным: дети очень эмоциональны, они слишком остро воспринимают даже сиюминутные обиды; но может означать и серьезные проблемы в общении. Особенно стоит обратить внимание, если внешне никаких отклонений незаметно.

“Оторванность” от пола, земли – несамостоятельность, зависимость.

2. Как нарисованы люди? Детализация образа позволяет, во-первых, примерно оценить своевременность развития ребенка:

4 года – люди чаще изображаются схематично, “палка-палка-огуречик”.

5 лет – прорисовывается голова, руки, ноги.

6 лет – более подробная детализация: нос, губы, пальцы, волосы.

7 лет – дети уже рисуют обычно одежду, пуговицы, шапки, шею.

Слишком много деталей в рисунках членов семьи – малышу не хватает внимания. Мало деталей (а также слабый нажим карандаша, прерывистые линии) – ребенок очень чувствительный, эмоциональный, легко утомляется.

Мелкие фигурки, смещение к краям относительно центра – ребенок не верит в себя, возможно, это связано с отсутствием положительной мотивации, завышенных требований к ребенку.

Хорошо прорисованные, большие зубы, кулаки, ногти – признак повышенной агрессии. Это может быть связано как непосредственно враждебностью, злостью ребенка, так и с тем, что на ребенка кто-то или что-то давит, с его позицией защиты.

Вообще, прорисовка рук имеет большую значимость – крупные руки ребенок рисует у самых значимых членов семьи. У самого себя – стремиться быть сильнее, доминировать, подавляет агрессию. Рисует себя без рук – выражает, что его подавляют в семье.

3. Обратите внимание на значимость фигур. Самый важный для ребенка член семьи находится рядом с ним, он часто прорисован четко, крупно. Однако это может означать и негативное доминирование над ребенком – проанализируйте, как именно нарисован персонаж: светло-темно, ярко-тускло, добро-зло и т. д.

Слишком мелкие по сравнению с остальными члены семьи – это те, кого ребенок не хочет видеть, считает лишними, стремится уменьшить их влияние. Также они могут изображаться в виде маленьких животных, птичек.

Если сам ребенок нарисован большим, чем все остальные члены семьи – эгоцентризм, стремление к доминированию, манипулятивность. Слишком маленький ребенок на рисунке означает, что в реальной жизни автору не хватает внимания родителей.

4. Один из самых плохих признаков – когда нарисован только один ребенок, или же нарисованы все члены семьи, а самого ребенка нет. Это означает, что ребенок себя абсолютно не идентифицирует с семьей, чувствует себя отверженным, покинутым.

5. Нарисованы несуществующие члены семьи – потребность в общении, друге.

6. Стирания, зачеркивания, исправления – чаще всего указывают на проблемы. Но могут быть связаны и с большой любовью ребенка к персонажу – если после исправления рисунок действительно стал лучше, этот как раз тот случай.

7. Глаза – особенно важная часть рисунка. Огромные означают тревожность, зачеркнутые – страх.

8. Также имеет значение выбор цветов – чем их больше, тем лучше эмоциональный фон ребенка. Красный часто означает агрессию, синий – уход в себя, тревожность; коричневый – дискомфорт, черный – депрессия, подавленность, серый – безразличие. “Хорошие” цвета – это желтый, зеленый, фиолетовый.

Конечно, при анализе детских рисунков многое могут рассказать комментарии самого ребенка – как во время рисования, так и рассказ о готовой картинке.

Больше о технике анализа детских рисунков можно найти у А. И. Захарова, В. Хьюлса, В. С. Мухиной, Р. Бернса, С. Кауфмана, В. Вульфа.

Теги: , ,

  • Pingback: Украшения by Герда Герхардт | Фэшн блог

  • http://ladybloger.ru Ladybloger

    Моя дочка обожает рисовать. Но я никогда не задумывалась, что можно заниматься анализом того, что она рисует. А ведь это очень интересно.

  • Pingback: ray

  • Pingback: angelo

  • Pingback: oscar

  • Pingback: donald

  • Pingback: arturo

  • Звездное Путешествие

    Прокомментируйте, пожалуйста, такой вариант рисунка: Дочка рисует первой маму, крупно, красиво, вырисовывая детали. Затем себя у нее на ладошке в виде малюсенького котенка или мышки.

    На других рисунках,если она и рисует себя человеком,то деталей меньше, ростом поменьше, но не микроскопическая, рядом с мамой. За руки не держатся.

    В семье только дочка и мама.

    • Andra Tannenbaum

      Мама слишком доминантная. За мамой всегда последнее слово, мама никогда не дает ребенку чувство, что ребенок что-то знает или умеет лучше мамы. Не поддается ей когда они играют в какую-нибудь игру, например в прятки и мама ищет долго ребенка хотя (конечно) знает, где он спрятался. Если ребенок что-то рисует, сразу же говорит, как можно нарисовать лучше итд. Главное в жизни — любить и быть любимым, а не как можно больше знать и уметь.

  • Andra Tannenbaum

    Я живу с сыном одна, ему семь. Отец приезжает к нему на выходные и ночует у меня дома, а я ухожу. Он живет в таких условиях, что наш сын не может там находиться. Моя мама живет этажом ниже и постоянно ищет к чему бы придраться и в чем бы меня обвинить. Я разговариваю об этом с сыном насколько возможно, потому что ему об этом больше не с кем говорить и я не хочу, чтобы у него все это копилось, пока он сам не станет отцом и начнет понимать, что у него в детстве была за обстановка. Если я попрошу его нарисовать его семью, он наверно даже не поймет, что рисовать.